Плывем или едем? Несколько способов избежать аквапланирования

Несмотря на то, что номинально самый суровый месяц зимы только начинается, в Москве оттепель. Она навевает мысли о грядущей весне, и заставляет водителей несколько пересмотреть манеру вождения. И хотя по прогнозу теплые дни продлятся недолго, освежить знания о приемах вождения в мокрую погоду будет нелишним, ведь вода, плюсовая температура и зимние шины – опасное сочетание. Тема сегодняшней статьи – аквапланирование. Термин, хорошо знакомый всем автомобилистам. Но само явление от этого не становится более приятным. Что такое аквапланирование и как с ним бороться? Об этом и многом другом читайте прямо сейчас.    
 
Группа риска
 
По статистике, более половины дорожных аварий зимой происходит из-за гололеда. Это если холодно. Но как только с крыш начинает капать вода, а на дороге появляются первые лужи, основной причиной ДТП становится мокрая дорога. Согласитесь, управлять автомобилем при попадании колеса в лужу намного сложнее, чем на сухой дороге. Причина такого положения дел проста, и называется она аквапланированием.  
 
Физика процесса
 
Физически этот процесс можно объяснить тем, что на большой скорости при попадании в лужу колесо отрывается от дорожного покрытия. Это обусловлено появлением водяной прослойки, образующейся между шиной и дорогой. Внешние проявление аквапланирования выглядят следующим образом:
 
  1. Хлопок при попадании колеса в лужу.
  2. Непроизвольное снижение скорости.
  3. Временная потеря управляемости.
При анализе ситуации, связанной с аквапланированием, скорость имеет основное значение. Дело в том, что чем выше скорость, тем большую массу воды колесу приходится выталкивать из-под пятна контакта. Критическая скорость в сочетании с движением на поворотах, когда на автомобиль действует еще и боковое усилие, способно преподнести неприятный сюрприз в виде полной потери управляемости и неконтролируемого заноса.   
 
Существует ли идеальная шина?
Принято считать, что меры против аквапланирования принимаются разработчиками покрышек только в летнем их варианте. То есть, избежать водяного планирования на зимней резине не получится ни при каких условиях. Это мнение в корне неверно. Во-первых, особый рисунок протектора не является избавлением от всех бед. То есть, аквапланированию подвержены все без исключения шины. Отличается лишь граничная скорость, на которой этот эффект ощущается. Во-вторых, на зимних шинах также ест канавки для отвода воды из-под пятна контакта. Они особенно хорошо выражены на так называемой «европейской» или фрикционной резине. Поэтому правила, позволяющие избежать этого неприятного явления, универсальны. Они пригодятся вам уверенно и безопасно ездить на любых покрышках и в любое время года.   
 
Несколько советов в заключение
 
  1. Контролируйте скорость. В случае приближения к глубокой луже следует сбросить скорость до безопасных значений. В среднем, для всех типов шин, она составляет около 60 километров в час. Для летней резины в хорошем состоянии безопасная скорость может быть выше и достигать 80-120 километров в час.  
  2. Не злоупотребляйте тормозом. Не стоит тормозить непосредственно в луже. Лучше всего сделать это до возникновения препятствия. После этого педаль тормоза следует отпустить.
  3. Не делайте резких движений. Однозначно не следует крутить рулем в процессе аквапланирования. Лучше проскочить лужу «на одном дыхании». Так вы сможете избежать возможного заноса.
  4. Следите за давлением в шинах. Одинаково плохо, когда покрышки перекачаны или имеют недостаточное давление. Обращаем ваше внимание на то, что этот параметр должен соответствовать паспортным данным.
  5. Контролируйте состояние протектора. Степень его износа не должна превышать 50%. Новые шины не настолько дороги, чтобы экономить на безопасности.
 
Наконец, стоит помнить, что аккуратное вождение автомобиля и внимание – главные спутники безопасности. Не стоит надеяться даже на ультрасовременные и безумно дорогие шины с потрясающими характеристиками. Это относится не только к езде по глубоким лужам! Все зависит только от вас.