
Совершенно справедливо считается, что среди расходных материалов для эксплуатации автомобиля, выбору авто аккумуляторов стоит уделять особое внимание. От стабильной работы источников электрического питания непосредственно зависит работоспособность машины. С посаженной батареей завести автомобиль просто не получится. В последнее время мнение о том, что сурьмянистые АКБ являются устаревшими, получило широчайшее распространение среди автомобилистов.
Разумеется, это так. Сегодня существует много альтернативных технологий производства аккумуляторов, способных значительно продлить их ресурс, снизить уровень саморазряда, повысить надежность и мощность пускового тока. В частности, повышенным спросом пользуются гибридные батареи и АКБ, созданные по кальциевой технологии. Но сбрасывать со счетов традиционные сурьмянистые
авто аккумуляторы не стоит ни в коем случае. При определенных условиях они являются оптимальным выбором источника питания для авто. Для того чтобы прояснить эту позиции, предлагаем перейти к описанию конструкции, свойств и особенностей АКБ данного типа.
Принцип работы
Сама конструкций свинцово-кислотного аккумулятора не нова. Ей более 100 лет, и за время своего существования она не претерпела каких-либо кардинальных изменений. Принцип работы батареи основан на электрохимической реакции, которая возникает при взаимодействии свинца с его диоксидом. Необходимым условием реакции является наличие сернокислотной среды. Процесс разряда аккумулятора выглядит следующим образом:
- На аноде происходит окисление свинца.
- На катоде происходи восстановление диоксида свинца.
Заряд авто аккумулятора традиционной конструкции предполагает обратную реакцию. Все знают о том, что дистиллированная вода из таких батарей постепенно «выкипает» или испаряется. Это обусловлено тем, что в конце заряда происходит гидравлический электролиз. В результате такой реакции выделяется водород и кислород на отрицательном и положительном электроде соответственно.
Конструктивно сурьмянистые АКБ представляют собой пластиковый корпус, в который заключаются катоды и аноды, а «банки» или ячейки батареи заполняются электролитом и содержат сепараторы. Для повышения прочности решеток в свинец добавляют сурьму, содержание которой может достигать 10% от общей массы материала. Именно сурьма стала камнем преткновения при интенсивной эксплуатации АКБ на современных автомобилях. Высокое ее содержание в пластинах предопределяет целый ряд недостатков.
«Минусы» традиционной технологии
Говоря о недостатках традиционных сурьмянистых аккумуляторов, специалисты отмечают следующие моменты:
- Высокий уровень саморазряда в случае отсутствия периодической нагрузки и зарядки.
- Постепенное испарение воды из электролита, которую необходимо периодически доливать.
- Низкая антикоррозийная стойкость катодов.
- Токсичность, а также опасность вытекания электролита с последующим попаданием на кожу, что может вызвать серьезные ожоги серной кислотой.
- Ограниченные возможности для установки АКБ (батареи традиционной конструкции можно устанавливать только за пределами салона авто и только в горизонтальном положении).
Данные факторы значительно ограничивают применение сурьмянистых
авто аккумуляторов на автомобилях современного типа. Поэтому уменьшение содержания сурьмы в сплаве пластин на сегодняшний день является приоритетной задачей всех производителей АКБ. В то же время, традиционные батареи не лишены целого ряда преимуществ, которые также стоит упомянуть.
Плюсы сурьмянистых батарей
- Невысокая цена по сравнению с гибридными и кальциевыми АКБ. Их стоимость на 30-50% ниже.
- Высокая устойчивость к критическим разрядам. В отличие от кальциевых батарей, такие аккумуляторы восстанавливаются практически без последствий.
- Ремонтопригодность. В случае необходимости АКБ данного типа можно «оживить», залив дистиллированную воду и зарядив специальным устройством.
Кроме того, следует отметить, что сегодня многие производители выпускают батареи усовершенствованной конструкции с минимальным содержанием сурьмы. Поэтому, в зависимости от марки и модели, вы можете выбрать оптимальный вариант, который подойдет для установки на машины с пробегом, отечественные авто и автомобили с небольшим количеством потребителей электроэнергии.