Что может быть сложного в том, чтобы установить колесо на машину?

Казалось бы, для этого нужен только баллонный ключ и несколько минут свободного времени. Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Колеса нужно монтировать, придерживаясь строго определенных правил. Иначе вероятность возникновения аварийной ситуации повышается во много раз. Надеемся, информация, изложенная в данной статье, поможет вам освоить азы данной операции на «отлично»
Прежде всего, отметим, что монтаж колес к ступице может выполняться при помощи двух типов крепежа. Первый из них – это болт, второй – гайка. Рассуждать о том, что лучше, а что – хуже не имеет никакого смысла. Оба типа крепления надежны, и здесь все зависит от подхода к разработке узлов и деталей производителя машины. В то же время, нужно отметить, что гайки с болтами также бывают разными. В зависимости от конструктивных особенностей, их можно условно разделить на четыре больших группы:
- Во-первых, это крепеж, имеющий коническую часть, прижимаемую к колесному диску. Грани головок таких болтов и гаек выходят за пределы конуса и обеспечивают надежную фиксацию колеса на ступице.
- Второй вариант крепежа также имеет коническую прижимную часть, однако, в отличие от болтов и гаек первого типа, также оснащается подголовком. Он представляет собой отступ цилиндрической формы, размер которого колеблется в рамках 1.3 1.5 миллиметров.
- В-третьих, существует крепеж, прижимная часть которого имеет сферическую форму, а также снабжена подголовком. Это не очень распространенный тип гаек и болтов, однако, в некоторых моделях автомобилей они используются постоянно.
- Наконец, последний тип крепежных деталей – болты и гайки, имеющие плоскую торцевую поверхность. Такие элементы крепежа также невозможно назвать слишком распространенными. Они применяются на некоторых иномарках, а в отечественных машинах не встречаются вовсе.
При креплении колеса к ступице важно использовать только тот крепеж, который рекомендован производителем авто. Более того – рекомендуем обратить внимание на то, чтобы профиль отверстий на
колесном диске совпадал с прижимными частями крепежа. Это позволит обеспечить центровку колеса на ступице, избежать биения и преждевременного износа деталей ходовой части машины.
Раз уж тема нашей статьи непосредственно относится к колесному крепежу, будет нелишним уделить несколько строк параметрам резьбы болтов и гаек. Эта информация может пригодиться вам в том случае, если вы выбираете новый крепеж для колес, не имея на руках старого. Итак, большинство автомобилей отечественного и зарубежного производства, поставляемые на рынок Европы, комплектуются крепежными элементами с резьбой от М10х1,25 до М14x1,5. Американские автомобили имеют дюймовую резьбу. Такое же положение дел характерно для машин, поставляемых на рынки Великобритании, Индии и других стран, бывших колониями Англии. Пожалуй, самой популярной резьбой для крепления колес к «американкам» и «англичанкам» является размер 1/2''.
Гаг резьбы и ее тип – важные параметры крепежа. Но, учитывая их, не стоит упускать из виду, что болты могут быть разными по длине. И пренебрегать этой информацией не нужно ни в коем случае. Иначе не избежать неприятных последствий в виде дисбаланса колес, преждевременного выхода из строя деталей тормозной системы и ходовой части. Страдает от неправильно подобранных болтов и резина. Обращаем ваше внимание, что нормальным считается та длина болта, при которой он закручивается примерно на 7 витков. Таким образом, болт будет выступать за пределы ступицы примерно на 3 миллиметра. Это абсолютно нормально. Но если болт выступает за ступицу больше, чем положено, такая ситуация может привести к заклиниваю колеса. Это объясняется тем, что болты будут задевать суппорта и другие детали тормозного механизма при движении.
Теперь о главном! Самым важным этапом крепления колес является затяжка болтов. Она должна проводиться с усилием около 10-11 кгс/м. Это усредненное значение, поэтому конкретный производитель конкретной марки модели авто может рекомендовать другие параметры. Пожалуйста, ознакомьтесь с руководством по эксплуатации! Крайне нежелательно затягивать болты и гайки «на глазок» или до характерного скрежета. В первом случае момент затяжки может оказаться недостаточным, во втором существует риск повреждения
колесного диска, шпильки или самого болта.
В заключение скажем несколько слов о секретных гайках и болтах, которые призваны обеспечить сохранность ваших колес. Они откручиваются и закручиваются специальным инструментом. При этом мы не рекомендуем использовать крепеж данного типа, произведенный кустарным способом.