Размер и рисунок протектора. Это два основных критерия, на которые опирается среднестатистический покупатель шинной продукции при выборе подходящего варианта. Скажем прямо – факторов для оценки свойств авто шины мало. От этого страдает не только комфорт (хотя и он тоже), но и безопасность. А данный аспект упускать из виду при эксплуатации транспортного средства нельзя ни в коему случае. Поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с разветвленной и довольно обширной классификацией шинной продукции. Возможно, изучение этого материала позволит подобрать действительно оптимальные покрышки, а также сэкономить немало денег.
Почему? Никаких тайн! Дело в том, что многие из характеристик, столь широко рекламируемых производителями шинной продукции, для повседневной эксплуатации авто не имеют никакого значения. А есть и такие, которые тщательно скрываются за условными обозначениями, но играют первостепенную роль при принятии окончательного решения. Итак, начнем.
Назначение
Для начала скажем, что классификаций авто шин существует огромное множество. Мы попробуем в этой статье охватить вниманием хотя бы несколько из них, самые основные. Пожалуй, наиболее важной является типология, в зависимости от назначения резины. Исходя из данного критерия, можно выделить несколько больших групп автомобильных покрышек:
Авто шины для легковых автомобилей. Здесь все понятно, расшифровывать понятие не стоит.
Покрышки для коммерческого транспорта. Это микроавтобусы, так называемые «каблучки» или «пирожки», машины, грузоподъемностью до 1-ой тонны.
Грузовые авто шины. В данную категорию попадают покрышки для транспорта, грузоподъемность которого составляет 1 и более тонн.
А что внутри?
С незапамятных
времен мы с вами привыкли к мысли, что внутри покрышки обязательно должна быть камера. Действительно, до недавнего времени это было так. Но сегодня камера в шине – большая редкость. Этот момент учитывается и классификацией шинной продукции. Таким образом, существует два типа резины, в зависимости от наличия или отсутствия камеры:
Первый из них - Tube Type, то есть, авто шины с камерой внутри. Воздух в них закачивается через вентиль, и находится в специальной оболочке, которая вставляется в покрышку.
Второй – Tubeless, то есть, шины бескамерные. Особенность такой резины заключается в том, что она включает в себя дополнительный слой, необходимый для создания герметичности. Он наносится на внутреннюю сторону авто шины.
Почему бескамерные шины сегодня распространены повсеместно? Это обусловлено требованиями к безопасности. Все очень просто – при проколе камеры воздух вырывается наружу практически мгновенно. Бескамерную шину даже с дыркой и торчащим из нее гвоздем можно эксплуатировать еще какое-то время. Даже в том случае, если воздух стравливается из покрышки, происходит это, как правило, медленно. Благодаря этому исключается возможность заноса автомобиля. Есть и еще один момент, который учитывается производителями при выборе технологии. Это вес покрышки. В случае отсутствия камеры он существенно меньше. В то же время, отремонтировать, скажем, боковой порез на бескамерной шине существенно труднее. Это ее минус.
Исходя из полученной информации, возникает еще один вопрос: а почему бы не совместить оба варианта? Можно же поставить камеру в бескамерную покрышку?! Ни в коем случае. Во-первых, это сведет на «нет» все преимущества бескамерной шины – давление при проколе будет падать мгновенно. Во-вторых, может привести к дисбалансу колеса за счет появления воздушных ниш между камерой и покрышкой.
Конструктивные особенности
В основе любой покрышки находится невидимый глазу каркас. Он называется кордом и включает в себя прорезиненные металлические нити. Располагаться они могут продольно или поперечно основному профилю авто шины. Для обозначения этих особенностей была введена еще одна классификация – по конструкции. Таким образом, автомобильные покрышки могут быть двух типов:
Во-первых, это диагональная резина. Конструкция ее достаточно сложна. В каркас входит несколько сотен прокладок, которые своими краями обвивают металлические продольные стержни, служащие посадочными местами при монтаже покрышки на диск. Особенность радиальной шины в том, что проволочные нити располагаются под углом около 50 градусов по отношению к беговой дорожке. Обычно стандартная резина насчитывает четыре таких слоя. Диагональные шины сегодня почти не продаются. И это, несмотря на то, что они имеют низкую себестоимость, отличаются высокой стойкостью к механическим повреждениям. В то же время, такие покрышки не лишены целого ряда недостатков. В частности, долговечность такой конструкции оставляет желать лучшего.
Во-вторых, нужно сказать о радиальных шинах. На сегодняшний день они практически полностью вытеснили с рынка диагональные покрышки и выпускаются практически всеми производителями. В маркировке они обозначаются надписью «Radial» или просто латинской литерой «R». Кстати, это обозначение часто путают с радиусом, отождествляя, например, шины R15 – с покрышками, имеющими радиус в пятнадцать дюймов. Это неверно, так как цифра после буквы «R» обозначает диаметр колеса. Конструктивно радиальные авто шины имеют следующий вид: нити корда расположены радиально по отношению к оси, они не пересекаются друг с другом и располагаются под более значительным углом, чем в случае с диагональными покрышками. Для укрепления шин, в частности, придания им необходимой жесткости для сохранения свойств при маневрировании, также используется дополнительные конструктивные элементы. С этой ролью успешно справляется пояс стального корда, образующийся посредством намотки металлической проволоки в два слоя под острым углом. Некоторые производители для стабилизации покрышек применяют еще и нейлоновый бандаж.
Почему более дорогие и конструктивно сложные авто шины радиального типа получили большее распространение, чем диагональные покрышки? Ответ очевиден. Они обладают целым рядом других преимуществ, полностью нивелирующих достоинства первого варианта. Среди таковых можно отметить высокую износоустойчивость и ресурс. Для сравнения: обычная диагональная покрышка выхаживает максимум 40 тысяч километров. В то же время, радиальные авто шины способны «пробежать» до 100 тысяч. Более того – радиальная резина более устойчива в поворотах, отлично «рулится», не деформируется при боковых нагрузках. Наконец, площадь контакта при прочих равных у такой шины значительно больше.