О том, что правильный баланс колеса – не прихоть, а необходимость, сегодня уже не спорят. Это аксиома. Однако о том, что такое «правильная» балансировка знают далеко не все. И речь идет даже не о рядовых автомобилистах, а о специалистах шиномонтажных мастерских. Поэтому мы рекомендуем вспомнить формулу вычисления центробежной силы, и тщательно проследить за корректностью действий шиномонтаэника.
Исходя из того, что неуравновешенная масса собранного колеса в процессе вращения создает свою центробежную силу, имеющую собственный вектор приложения и увеличивающуюся пропорционально увеличению скорости вращения, мы можем придти к следующим выводам:
Как определить дисбаланс?
Прежде всего, нужно помнить, что отсутствие баланса может проявляться, как в статичном положении колеса, так и динамике. И в первом, и во втором случае дисбаланс вызывается несовпадением осей вращения и инерции. А теперь стоит рассмотреть два вида дисбаланса по отдельности:
Статический дисбаланс проявляется тогда, когда ось вращения параллельна имеющейся оси инерции, а сам центр тяжести на оси вращения отсутствует. Это значит, что вес колеса распределен по длине окружности неравномерно. Проверить наличие статического дисбаланса несложно: для этого достаточно надеть колесо на ось, которая вращается свободно, прокрутить его и увидеть, что после нескольких маятниковых движений оно остановится. В данном случае центр тяжести автомобильного колеса находиться будет в самой нижней точке.
Динамический дисбаланс проявляется в том случае, если центр тяжести размещен на оси вращения, однако ось инерции с осью вращения не идентичны, а они пересекают друг друга под определенным углом. Это значит, что вес колеса распределяется по ширине неравномерно. Таким образом, для определения дисбаланса в данной ситуации применяют вращение на значительной скорости.
Стоит отметить, что статический дисбаланс практически не устраняется в условиях обычной шиномонтажной мастерской посредством грузиков. Здесь, с помощью противовесов, могут устранить только дисбаланс динамический.
Существует ли нормальный дисбаланс?
Конечно, добиться идеального распределения центробежной силы и, как следствие, идеальной балансировки колеса в обычных условиях невозможно. Тем более, геометрия дисков и вес авто шин также значительно варьируются, в зависимости от производителя и массы других факторов. Однако существуют предельно допустимые нормы дисбаланса, которые регламентируются ГОСТ 4754-97. Они указаны в соответствующей таблице:
Предельно допустимые биение шины и масса компенсирующих грузов при балансировке колеса в соответствии с ГОСТ 4754-97 |
||||
Тип/обозначение шины |
Посадочный диаметр шины, дюймы |
Предельно допустимая масса корректирующих грузиков при балансировке (всего на колесо), граммы |
Предельно допустимое биение шины, мм |
|
радиальное |
боковое |
|||
Радиальные(все типоразмеры) |
12" |
50 |
1,0 |
1,5 |
13" |
60 |
1,0 |
1,5 |
|
14" |
70 |
1,0 |
1,5 |
|
15" |
70 |
1,5 |
2,0 |
|
16" |
70 |
1,5 |
2,0 |
|
215/80 R16 C |
16" |
140 |
1,5 |
2,0 |
225/75 R16 C |
16" |
160 |
1,5 |
2,0 |
Диагональные(все размеры) |
13" |
80 |
2,0 |
3,0 |
14" |
100 |
|||
15" |
140 |
|||
175/80-16 |
16" |
120 |
Обратите внимание на то, что в случае превышения предельно допустимого дисбаланса при условии нормальной геометрии дисков, шины являются бракованными. То есть, их можно и нужно заменить в магазине по гарантии или просто вернуть продавцу, забрав обратно деньги. Однако на качество измерений оказывают влияние несколько важных факторов, которые стоит учесть, планируя предъявлять претензии. Это, среди прочего наличие грязи на диске, которая тоже имеет свой вес и искажает показания прибора.
Кроме того, считается, что для получения точного результата будет нелишним измерить геометрию дисков и шин отдельно. Однако это справедливо, если балансировка выполняется на достаточно старом оборудовании. Современные комплексы работают на основе лазерных технологий, что дает возможность проводить измерения без демонтажа авто шины с диска.