Маслом кашу не испортишь? Несколько слов о вязкости масла

Хорошее масло для автомобильного мотора — лишь полдела. Только за счет этого добиться номинальной динамики, минимального расхода ГСМ или продлить срок службы агрегата невозможно. Главное, чтобы оно было ее и подходящим по целому ряду характеристик.

Один из важнейших параметров — вязкость. Почему? Все очень просто. Исходя из того, что основной функцией моторного масла является предотвращение сухого трения деталей двигателя, можно предположить что для того или иного двигателя, а также конкретных условий эксплуатации, этот параметр играет основополагающую роль. Но двигатель не каша, поэтому лить масло много и густо сюда не стоит. Что такое вязкость? Как подобрать масло для машины, учитывая эту характеристику? Читайте далее!   

 
На основании чего производитель автомобиля определяет оптимальные параметры автомобильного масла? Почему он указывает в рекомендациях те или иные допуски по вязкости? Все очень просто. Соответствие именно этим характеристикам предопределяет оптимальные значения КПД, динамики разгона, потребления топлива и другие эксплуатационные параметры.
 
Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации. Для масла главное — справляться с функцией смазки и охлаждения в максимально широком диапазоне температур. Учтите, в современном двигателе температура моторного масла может достигать 150 градусов по Цельсию. И это в серийных машинах! Можно только представить, какие усилия прикладывают производители ГСМ для того, чтобы создать продукт, соответствующий этим требованиям!
 
Что такое вязкость?
 
Опустим сугубо технические, сухие определения этого параметра. Вряд ли они помогут вам сориентироваться в магазине или на СТО. Вместо этого стоит отметить, что, по сути, вязкость — это способность сохранить текучесть и одновременно эффективно смазывать детали, то есть, оставаться на их поверхности в необходимом количестве.
 
Несомненно, вязкость зависит от температуры. То есть, это переменная величина. Но она измеряется в определенных условиях, которые определяются различными стандартами. У нас в стране действуют, так называемые, ГОСТ или государственные стандарты. Несмотря на это, широкое распространение получила классификация масел по вязкости, разработанная американскими инженерами, а именно —  Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE).
 
Причины очевидны. Во-первых, она гораздо более проста для восприятия. Во-вторых, классификация SAE принята в большинстве стран мира. Сориентироваться в условных обозначениях, предложенных американцами, а также подобрать масло для определенных условий эксплуатации вам поможет табличка, приведенная ниже.    
 
Таблица вязкости масла по SAE

 

Класс по SAE
Вязкость низкотемпературная
Вязкость высокотемпературная
Проворачивание
Прокачиваемость
Вязкость, мм2/с при t = 100 °C
Min вязкость, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с-1
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С
Min
Max
0 W
6200 при — 35 °С
60000 при — 40 °C
3,8
-
-
5 W
6600 при — 30 °С
60000 при — 35 °С
3,8
-
-
10 W
7000 при — 25 °С
60000 при — 30 °С
4,1
-
-
15 W
7000 при — 20 °С
60000 при — 25 °С
5,6
-
-
20 W
9500 при — 15 °С
60000 при — 20 °С
5,6
-
-
25 W
13000 при — 10 °С
60000 при — 15 °С
9,3
-
-
20
-
-
5,6
< 9,3
2,6
30
-
-
9,3
< 12,6
2,9
40
-
-
12,6
< 16,3
2,9 (0W-40; 5w-40;10w-40)
40
-
-
12,6
< 16,3
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50
-
-
16,3
< 21,9
3,7
60
-
-
21,9
26,1
3,7